12 декабря состоялось очередное совместное заседание Ассоциации антимонопольных экспертов и ФАС России.

Мероприятие открыл руководитель ФАС России Игорь Артемьев. В своём вступительном слове он обозначил формат заседания: докладчики должны акцентировать свое внимание на «развилках», противоречиях между существующими практиками и конкретных предложениях.

Игорь Артемьев

Денис Гаврилов

Артем Молчанов

Член Генерального совета ААЭ Денис Гаврилов представил проект Разъяснений Президиума ФАС России «О некоторых вопросах осуществления государственного контроля за экономической концентрацией» («Merger Guidelines»). Проект документа включил в себя разъяснения критериев определения сделок, подпадающих под антимонопольный контроль, подходы к применению процессуальных норм согласования сделок, в том числе, и критерии принятия решения, выдачи предписаний, а равно  подходы к экономическому анализу эффектов для конкуренции и оценки допустимости.

Игорь Артемьев поблагодарил рабочую группу ААЭ по экономической концентрации за проделанную работу и отметил, что ФАС несомненно должна совершенствовать практику в этой сфере и принять соответствующие разъяснения по итогам совместной работы в ближайшей перспективе. В этой связи условлено интенсифицировать работу по совместным обсуждениям проекта разъяснений на площадке Методического совета ФАС России с дальнейшим вынесением итогов таких обсуждений на заседание Президиума ФАС России для утверждения согласованного проекта.

Евгений Большаков

Виталий Королев

Андрей Кашеваров

Далее член Генерального совета Ассоциации Евгений Большаков выступил с предложениями по совершенствованию антимонопольного реагирования на рынке финансовых услуг. Первое – необходимо устранить дискриминационные тарифы по банковским переводам бизнеса в адрес физических лиц. Так, для расчетов между юридическими лицами комиссионные тарифы ограничены, в случае перечисления средств от юридического лица или индивидуального предпринимателя физическому лицу тарифы достигают 8-10%. При такой ситуации, в первую очередь, страдает малый бизнес, работающий с гражданами. Спикер подчеркнул, что устранение такой дискриминации не противоречит 115-ФЗ.

Второе предложение касается отношений между банками и страховыми компаниями. Когда заемщик получает крупный кредит в банке, он заключает договор на страхование залога. В теории — заемщик может выбрать любую страховую компанию. Однако, на практике банки зачастую навязывают определенную компанию, с которой существует соглашение. Это приводит, во-первых, к неограниченному росту таких компаний, и, во-вторых, к концентрации рисков. 

Представители ФАС России согласились с важностью этой проблемы и необходимостью ее решения. Заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров предложил проработать вопрос рекомендации компаний по кредитному рейтингу.

Илья Ищук

Андрей Тенишев

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев презентовал законопроект «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О защите конкуренции». Предлагается разрешить закупочные союзы, если они предварительно одобрены антимонопольным ведомством, а общая выручка компаний не превышает 400 млн. рублей за предыдущий год. На аналогичных условиях предполагается сделать допустимыми и соглашения о совместной продаже товаров, но только продовольственного назначения. Исключение составляют  закупки на торгах.

Член ААЭ Илья Ищук представил альтернативную точку зрения. Эксперт отметил, что основная опасность закупочных союзов для конкуренции проявляется в получении союзом неограниченной рыночной власти. Это может привести к тому, что такой союз сможет в одностороннем порядке влиять на весь рынок совместно закупаемого товара. В связи с этим, в качестве критерия допустимость следует рассматривать не выручку, а соотношение количества товара, закупаемого союзом, с общим объемом соответствующего товарного рынка.

Кроме того, критерий по общей годовой выручке в 400 млн экономически необоснован. Так, в среднем выручка одного супермаркета эконом-класса в Москве составляет около 1 млн рублей в день (360 млн. в год) , что делает закупочный союз с другим участником рынка в принципе невозможным. Для регионов эту сумму можно условно уменьшить в 2 раза, до 500 тысяч руб. в день и 180 млн в год, соответственно. В этом случае потенциальный закупочный союз будет ограничен 2-мя магазинами, что делает его на практике бессмысленным.

Евгений Большаков в своем докладе поднял тему оснований для применения института добровольных обязательств (commitments). Заключение соглашения о таких обязательствах между ответчиком и ФАС России позволяет антимонопольному органу прекратить рассмотрение дела без формирования выводов о наличии нарушения.

Среди основных случаев использования института эксперт выделил монопольно высокую и монопольно низкую цену; изъятие или прекращение производства товара, на который имеется спрос; необоснованно высокую/низкую цену финансовой услуги; создание препятствий доступа на товарный рынок; нарушение установленного порядка ценообразования, а также манипулирование ценами на рынках электрической энергии.

К обязательным условиям относятся инициатива ответчика, устранение нарушения в полном объеме и отсутствие возражения заявителя или при соответствующем решении Президиума ФАС России.

 

Олег Москвитин

Андрей Цыганов

Член Генерального совета ААЭ Олег Москвитин остановился на особенностях проведения анализа товарных рынков при рассмотрении дел по признакам нарушения закона о торговле. Обсуждение было построено вокруг двух ключевых вопросов – определения продуктовых и географических границ рынка. Была отмечена необходимость и важность экономического анализа рынков по таким делам.

Также единодушно была поддержана концепция невозможности заранее приравнивать географические границы рынков торговых сетей к административно-территориальным образованиям, без учета существующих принципов определения географических границ.

 

Материалы выступлений: